Выставка Василий Верещагин

  • vasiliy-vereschagin
  • vasiliy-vereschagin 06
  • vasiliy-vereschagin 05
  • vasiliy-vereschagin 07
Закончилась:
22 мая 2016 года
Место:
Дворянское собрание
Адрес:
пр-т Мира, 7
Телефон:
(4942) 51-38-29

Межмузейный выставочный проект «Василий Верещагин» в здании Дворянского собрания из собрания музеев Ярославля, Рыбинска, Иванова, Вологды, Переславля-Залесского и Костромы.

Экспозиция небольшая, всего 14 картин и этюдов, но она даёт полное представление обо всех жанрах и темах в творчестве художника. В одном зале выставки удалось собрать работы Верещагина, созданные в поездках в Туркестан, Индию, Русский Север, Крым, на русско-турецкую и испано-американскую войны. Удивляют этюды — это не беглые путевые зарисовки, а детально прорисованные полноценные картины.

Верещагин был не только художником, но и профессиональным военным, офицером. Он служил в Туркестане, в русско-турецкую войну был на Балканах, под Плевной и Шипкой.

И тем не менее художник страстно ненавидел войну, боль и смерть, которые она несет, и разоблачал ее жестокость, равнодушие, — поясняет куратор выставки Ирина Кулешова. — . Себя он называл художником военных сцен, а не баталистом и рассказывал в своих произведениях о войне как об огромной человеческой

Батальные полотна Верещагина показывают войну со всеми ее тяготами, ужасами, победами и поражениями, с массой убитых, раненых и покалеченных людей. На выставке есть этюд к триптиху «На Шипке все спокойно…», на котором изображен весь обмотанный, замерзающий в вихрях метели солдат-часовой. Название несет иронический смысл. Шипка — горный перевал в Болгарии, где русские солдаты почти полгода противостояли превосходящей по численности турецкой армии — в нечеловеческих зимних условиях, где от морозов и метелей негде было укрыться, а число обморожений достигало ужасающих размеров. Солдат-часовой — это один из участников героической обороны Шипки. 

Путешествия странствующего художника зачастую были смертельно опасными. Так, в своей первой поездке в Индию Верещагин с женой совершил восхождение на высочайшие вершины Гималайских гор, которое едва не стоило им жизни. Во время подъема на высоту около полутора тысяч метров проводники бросили путешественников и те чуть не замерзли на продуваемых всеми ветрами скалах, но продолжали фиксировать поразительные виды, потрясающую, невероятную голубизну неба на высоте. Из той поездки Верещагин привез серию ярких этюдов, в том числе работу под названием «Гималаи». Это одно из четырех произведений Василия Верещагина, хранящихся в Ярославском художественном музее. Три других — «Письмо к матери» из Филиппинской серии на тему испано-американской войны, «У дверей мечети» и «Ойратский (калмыцкий) лама в ритуальном головном уборе» из Туркестанской серии. Все они представлены на выставке. 

Верещагин никогда не писал портретов аристократов, знаменитых современников. Его больше привлекали простые люди из народа. Он даже создал серию картин «Незамечательные русские люди». Одна из них, портрет старушки-кружевницы, прибыла на выставку из Вологодской картинной галереи. Поражает лицо пожилой женщины, где тщательно выписана каждая черточка. До конца жизни художник не прекращал путешествовать. В 1903 году он отправился в Японию, где сделал огромное число этюдов. Возвратившись в 1904 году на родину, Верещагин вскоре направился на вспыхнувшую русско-японскую войну, ставшую для него последней. Он погиб вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск», взорванном японской миной. По рассказам очевидцев, даже в последнюю минуту перед смертью Верещагин, стоя на палубе корабля, зарисовывал в свой походный альбом открывавшуюся взору панораму…