Выставка › Фотография Пётр Веденисов. МАММ

  • petr-vedenisov-mamm 03
  • petr-vedenisov-mamm 01
  • petr-vedenisov-mamm 02
Закончилась:
13 октября 2016 года
Место:
Романовский музей
Адрес:
пр-т Мира, 5
Телефон:
(4942) 31-68-37, 51-38-29
Стоимость билетов:
  • взрослый — 100
  • детский — 50

Уникальная выставка первых цветных фотографий начала ХХ века в здании Романовского музея из коллекции Музея «Московский Дом фотографии». Всего в Костроме будет представлено около ста фотографий и репродукций с автохромов Петра Веденисова.

Эпоха модерна это не только эпоха зримой красоты, но и технических инноваций. Цветная фотография (автохром) в то время считалась новинкой и модным способом преображения повседневной жизни. Автохромы Петра Веденисова напомнят зрителю об ушедшей эпохе, которую мы так редко представляем в цвете.

Пётр Иванович Веденисов (1866-1937) – состоятельный дворянин, по окончании Московской консерватории в 1888 году приехал в Ялту и поселился в собственном доме на Аутской (ныне Кирова) улице. Доброжелательный, очень энергичный, общительный, увлекающийся, он сразу же вошел в число самых интересных людей города, встречался с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, Александром Глазуновым, Федором Шаляпиным, Цезарем Кюи, Александром Спендиаровым.

В Крыму Веденисов проводит музыкальные вечера, занимается краеведением, читает лекции по истории Крыма, серьезно увлекается метеорологией, но самым большим его увлечением становится фотография, а именно один из процессов цветной фотографии – автохром. Он снимает членов своей семьи, своих друзей-музыкантов, повседневную жизнь и путешествия, застолья, домашних животных, интерьеры и пейзажи – Ялты и Симбирской губернии, где жили его родственники Козаковы.

В коллекцию Московского Дома фотографии попали около 150 цветных стеклянных пластин. Необходимо отметить, что каждое такое изображение существует в единственном экземпляре – это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска. Автохром не моментальный снимок, т.к. непрозрачность крахмальной сетки требовала очень длительной выдержки и модели были вынуждены замирать на достаточно долгое время. Автохромное изображение – в полной мере постановочная фотография, с тщательно выстроенной композицией и подобранными цветовыми сочетаниями.

Автохромы П.И. Веденисова объединены персонажами – членами одной большой семьи – и сняты за очень небольшой промежуток времени – примерно с 1909 по 1914 гг. Среди изображенных – жена Веденисова Вера Николаевна, ее мать Елена Францевна Базилева, большое семейство Козаковых: Андрей Александрович, Софья Николаевна и пятеро их детей: Вера, Наташа, Коля, Лиза и Таня. Веденисовы и Козаковы организуют пикники, автомобильные и конные прогулки, маскарады и праздники. Во всех этих развлечениях присутствовало не только удовольствие, но и сильный образовательный, просветительский элемент: маскарадные наряды – это национальные костюмы народов, населяющих Российскую империю; среди украшений на рождественской елке – государственные флаги самых разных стран, и дети этого большого семейства с младенчества получали в игровой форме сведения об истории и географии России и всего мира. Вероятно, это последние счастливые моменты в жизни семьи, «тогда еще не воевали с Германией», все потрясения ХХ века – войны, революции – были впереди.